Скликивание в Яндекс Директ: как определить и защититься
04.04.2022

Скликивание в Яндекс Директ: как определить и защититься

Содержание

Скликивание (кликфрод) – преднамеренные, нецелевые клики, задача которых увеличить расход бюджета РК, прекратить показы объявлений конкурента. Каждому рекламодателю должно быть известно, что кликфрод каждый год по всему миру съедает миллионы долларов рекламных денег. Поэтому обнаруживать и защищаться от мошенников нужно обязательно. В нашей статье мы дадим ответы на следующие вопросы: как отличить скликивание в Яндексе от обычного увеличения показов? Какими способами можно защищаться от фрода в интернете?

Что такое кликфрод, его виды и цели

Рекламодатели часто сталкиваются с ситуацией: резко растет число кликов и показов, быстро уходит рекламный бюджет, а продаж нет. Это и есть скликивание.

Его цели:

  • израсходовать деньги конкурента «впустую» (объявление не работает на целевую аудиторию, рекламные расходы увеличиваются);
  • искусственно занизить конкуренцию в нише, чтобы сэкономить собственный средства;
  • получить лучшие места поисковой выдачи, увеличить прибыль.

Различают две технологии скликивания: ручную и автоматическую. Ручное скликивание – это многократные переходы на сайт без намерения приобрести рекламный продукт (услугу). Выполняется группой юзеров с целью слить бюджет компаний-конкурентов. Чаще всего клики накручивают роботы, которые имитируют поведение людей (переходят на сайт с разных IP адресов, «листают» страницы и т.д.).

Владельцы сайтов, где стоимость трафика выше цены размещения, иногда самостоятельно скликивают рекламу, стремясь больше заработать.

Как определить, что рекламу скликивают

Если вы наблюдаете увеличение числа кликов и показов в Яндекс. Директе, обратите внимание на следующие факторы:

  • Скачкообразный рост CTR. Резкое увеличение CTR, к примеру, с 10 до 40-50% за несколько дней, обычно свидетельствует о вмешательстве мошенников.
  • Высокий CTR при низкой конверсии. Один из явных признаков скликивания. Плохая реклама не интересна пользователям, значит соберет немного кликов. Интересная реклама, вместе с увеличением переходов, должна приносить больше конверсий.
  • Рост трафика. Если за неделю реклама собрала 150 кликов, а через 2 дня – 500 (при тех же условиях показа), лучше ее приостановить. Другой момент: внезапный рост трафика по 1-2 запросам.
  • Время пребывания на сайте. Обычно боты массово кликают по объявлению, покидают сайт через 3-5 секунд, проявляют неадекватную активность в ночное время.
  • Периодичность переходов с одного IP адреса, браузера. Как правило, наблюдается большое число переходов с одинаковых IP или ОС.
  • Геолокация трафика. Проверьте совпадает ли локация подозрительного трафика с вашими настройками геотрагетинга.
  • Поведение пользователей. Отслеживайте поведенческие факторы пользователей с помощью карты кликов и скроллинга. Подозрительно, если клиенты, после входа на первую страницу, сразу покидают сайт; заходят через один браузер и т.п.

Скликивание всегда характеризуется резким всплеском количества переходов к общему числу показов, высоким CTR, отсутствием конверсий, повышением процента отказов.

Анализируем основные показатели

Заходим в раздел «Статистика», открываем «Мастер отчетов», выбираем нужные срезы и столбцы, по которым будем строить отчет:

Мастер отчетов Яндекс Директ

Обязательно сопоставьте показатели текущего и предыдущего периодов (клики, показы, CTR).

Здесь можно посмотреть отчет по номерам объявлений:

Сравнение периодов в отчете Яндекс Директ

Из таблицы видим, что переходы, показы и CTR объявлений в Яндекс Директе увеличиваются плавно, без резких скачков.

Такую же картину наблюдаем в отчете по условиям показа:

Сравнение показателей в отчете по условиям показа в Директе

Число переходов и показов увеличиваются равномерно, CTR держится на одном уровне, что не характерно для скликивания.

В отчете по площадкам проверяем скликивание в РСЯ:


Проверка скликивания в Яндекс Директ

Из таблицы видно, что на многих площадках тоже наблюдается рост кликов и показов при постоянном CTR.

Вывод: В рассмотренных кампаниях скликивания нет, т.к. ни в одном из построенных отчетов мы не увидели резкого увеличения основных показателей по конкретному объявлению, площадке или ключевым словам.

Способы борьбы со скликиванием

Безусловно, Google и Яндекс активно борются с кликфродом, но основным бизнесом для них является именно реклама, а не обеспечение защиты от скликивания. Несмотря на огромные возможности обеих систем, существует немало сторонних сервисов для дополнительной фильтрации трафика ботов.

В ряде случаев защищаться от мошенников придется самостоятельно. Яндекс предлагает несколько вариантов защиты от скликивания. Можно использовать одно или несколько решений одновременно.

Сторонние инструменты

Есть множество автоматических сервисов для борьбы со скликиванием, которые могут работать как в Яндекс. Директе, так и в Google.

Их преимущества:

  • выявляют ботов автоматически;
  • обеспечивают беспрерывную круглосуточную защиту;
  • гарантируют защиту конфиденциальности профиля;
  • могут мониторить одновременно несколько сайтов.

Средняя стоимость пакета услуг: 15-100$/месяц.

Ограничение рекламного бюджета

Яндекс предлагает ограничить рекламный бюджет, чтобы мошенники не смогли потратить ваши деньги:

  • откройте вкладку «Стратегия» в «Настройках кампании»;
  • в блоке «Режим расхода бюджета» выберите «распределенный».
Ограничение рекламного бюджета в Директе

Скликивание в Яндексе обычно происходит в периоды максимальной активности потенциальных клиентов. Режим распределенного бюджета поможет ограничить показы в самое «горячее» время, следовательно «накрученных» кликов будет меньше. Показы контекстной рекламы не сокращаются, а равномерно распределяются во времени.

Блокирование IP адресов

Прежде всего нужно найти подозрительные IP:

  1. Заходим в вебвизор «Метрики».
  2. Выбираем максимальный период для просмотра.
  3. Указываем тип трафика.
  4. Подключаем столбцы:

  5. Указываем активность (меньше 2)
  6. Изучаем открывшийся список посещений.

Обратите внимание на множество сессий с пустыми или малоизвестными User-Agent, исходящие из одного региона, идентичной IP сети; с десктопных устройств, разрешение экранов которых не более 360х720.

Скопируйте подозрительные IP в отдельный файл. Для получения конкретного IP-адреса сети просто введите ее название в поисковик, затем скопируйте.

Для одной рекламной кампании Яндекс разрешает блокировать максимум 25 адресов. Убрать подозрительные IP можно с помощью функции в «Специальных настройках» Директа.

Корректировка ставок

Один из самых простых и эффективных способов защиты от скликивания.

Что нужно делать:

  1. Выявите группу ботов с одинаковой моделью поведения (например, группа пользователей переходит на сайт, через 2-3 секунды его покидает, затем повторяет свои действия).
  2. Установите нулевую ставку (-100%) для пользователей, которые пробыли на сайте менее 5-10 секунд.

В «Метрике» создайте и сохраните сегмент по выбранным условиям.

В «Директе» открываем раздел «Библиотека», нажимаем на «Ретаргетинг и аудитории»:

Ретаргетинг и аудитории Директ

Добавьте и сохраните аудиторию по ранее созданному сегменту.

Создание аудитории по сегменту в Яндекс Директ


В разделе «Редактирование кампании» открываем окно «Корректировка ставок». Переходим в «Целевую аудиторию», для созданной ранее аудитории понижаем ставку на 100%.


Корректировка ставок для борьбы со скликиванием

Объявление с нулевой ставкой не сможет победить на аукционе, следовательно боты его не увидят и не скликнут.

При появлении первых признаков скликивания советуем написать в тех. поддержку Директа. Яндекс считает «накрученные» клики не действительными, обнуляет их и возвращает средства на счет рекламодателя.

Заключение

Методы скликивания постоянно совершенствуются, становятся более естественными. Защита Яндекса и сторонние сервисы медленно реагируют на подобные изменения. Поэтому, действенным способом защиты бюджета кампании остается анализ модели поведения пользователей, ручная корректировка ставок по его результатам.

Придерживайтесь следующих рекомендаций, чтобы усложнить работу мошенникам:

  • задайте ограничения для дневного бюджета;
  • таргетируйтесь на качественные аудитории, собранные по сегментам Яндекс. Аудиторий;
  • отключите рекламные показы для несовершеннолетних пользователей путем обнуления корректировки;
  • исключите посетителей, которые проводят на сайте менее 10 секунд;
  • попробуйте ограничить нецелевые показы с помощью автоматических стратегий.

Причинами увеличения кликабельности также могут быть сезонный всплеск спроса, снижение активности в конкурентном окружении и др. Поэтому, прежде чем вступать в борьбу с кликфродом, стоит исключить другие варианты.

Читайте также:

Аукцион в Яндекс Директ

Контекстная реклама для интернет-магазина

Типы соответствия ключевых слов


Возврат к списку